Правовые основы специальной военной операции (СВО)
Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение СВО
Проведение специальной военной операции (СВО) осуществляется на основании ряда нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международного права. Основу правового регулирования составляют:
-
Конституция Российской Федерации
-
Статья 4: суверенитет РФ распространяется на всю её территорию.
-
Статья 87: Президент РФ является Верховным Главнокомандующим и вправе вводить военное положение:
“. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.”
-
-
Федеральные законы
-
Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» — определяет основы оборонной политики РФ.
-
Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — регулирует вопросы призыва и прохождения службы.
-
Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» — закрепляет правовой статус участников СВО.
-
-
Указы Президента РФ
-
Указ от 21.02.2022 №71 — о признании ДНР.
-
Указ от 21.02.2022 №72 — о признании ЛНР.
-
Указ от 24.02.2022 №66 — о начале СВО.
-
Международное право и СВО
-
Устав ООН
-
Статья 51 — право на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения.:
“Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.”
-
-
Женевские конвенции (1949 г.) и Дополнительные протоколы
-
Определяют правила ведения вооруженных конфликтов и защиту гражданского населения.
-
-
Договоры о взаимопомощи с ДНР и ЛНР (22.02.2022)
-
Заключены и ратифицированы в феврале 2022 года.
-
Хронология ключевых нормативных событий
Дата | Событие | Нормативный акт / документ |
---|---|---|
21.02.2022 | Признание независимости ДНР и ЛНР | Указы Президента №71 и №72 |
22.02.2022 | Подписание и ратификация договоров о взаимопомощи с ДНР и ЛНР | Федеральные законы №9-ФЗ и №10-ФЗ от 22.02.2022 |
24.02.2022 | Объявление о начале СВО | Указ Президента №66 |
март–октябрь 2022 | Мобилизационные мероприятия и нормативные акты по обеспечению СВО | Указы Президента, постановления Правительства РФ |
30.09.2022 | Подписание договоров о вхождении новых территорий в состав РФ | Федеральные конституционные законы о принятии 4 новых субъектов |
Статус участников СВО
1. Военнослужащие:
Подчиняются общим положениям законодательства о военной службе:
-
Статус, обязанности и права закреплены в ФЗ №76-ФЗ.
-
Право на государственное обеспечение, соцгарантии, медицинское обслуживание.
2. Добровольцы:
-
Включаются в воинский учёт и наделяются аналогичными правами.
-
Имеют право на выплаты и медицинскую помощь наравне с контрактниками (приказ Минобороны РФ и региональные законы).
3. Гражданские лица:
-
В случае участия в СВО (медики, специалисты, волонтёры) имеют право на защиту и компенсации при наступлении ущерба.
-
Регулируется нормами гражданского и трудового законодательства.
Заключение
Правовые основы СВО включают совокупность норм внутреннего и международного права, закрепляющих правомочность действий Российской Федерации по защите своего суверенитета и интересов граждан. Все этапы подготовки и реализации операции опирались на соответствующие нормативные акты, с соблюдением формальной правовой процедуры.